Задний или передний привод – какой выбрать?
1 минута чтениеПри приобретении новой или подержанной машины у нового обладателя постоянно появляется вопрос выбора привода. Разница между ними значительна и принципиальна, каждый метод передачи крутящего момента колесам имеет свои достоинства и недостатки. Чтоб сделать верный выбор, соответственный условиям использования авто, стоит детальнее рассмотреть различия в конструкции, маневренности машины и трудности ремонтных работ.
Содержание:
Технические индивидуальности
Для полноты картины следует разобраться, чем различается устройство 1-го типа привода от другого. Ясно, что в первом случае ведомую роль играют задние колеса, а во 2-м – фронтальные. Чтоб представлять, с какими сложностями придется столкнуться в процессе эксплуатации автомобиля, нужно знать, как это реализовано технически.
Принцип действия заднего привода выглядит так:
- Двигатель в этих машинах всегда стоит вдоль оси кузова, как правило, в передней части. Через блок сцепления коленвал мотора связан с первичным валом коробки передач, находящейся в центральном тоннеле.
- Получая крутящий момент от силового агрегата, коробка через выбранную в ручном либо автоматическом режиме скорость передает его карданному валу. Последний установлен в продолжении центрального тоннеля.
- Кардан вращает планетарную пару шестерен редуктора заднего моста. К ней через дифференциалы подключены 2 полуоси, передающие крутящий момент на колеса.
Примечание. В одних автомобилях задний мост представляет собой неразрезную балку, куда встроены полуоси с редуктором. В других применена многорычажная или торсионная подвеска, где приводные валы открыто вращаются на шарнирах, а редуктор стоит отдельно.
В переднеприводном авто трансмиссионные узлы и агрегаты сконцентрированы в носовой части кузова. Схема работы такая:
- В подавляющем большинстве случаев мотор стоит поперек оси автомобиля. Он располагается вместе с коробкой передач в подкапотном пространстве.
- Вращение коленчатого вала передается прямо в коробку (через сцепление).
- Полуоси (на жаргоне – ШРУСы), присоединенные к передним колесам, получают крутящий момент прямо от коробки, дифференциалы установлены внутри ее корпуса.
Как нетрудно заметить, техническое отличие заднего привода заключается в сложности: на переднеприводной машине отсутствует карданный вал и редуктор. Сзади находится только подвеска и колеса, крутящиеся на подшипниках.
Плюсы и минусы заднеприводной конструкции
Задние ведущие колеса дают автомобилю следующие технические преимущества:
- в моторном отсеке больше свободного места, благодаря чему туда помещаются двигатели высокой мощности;
- нагрузка от веса узлов и агрегатов заднего привода равномерно распределена по всему кузову авто;
- функции колес разделены поровну: у задних – ведущая, передних – управляющая, поэтому шины стираются равномерно;
- благодаря такому разделению радиус разворота машины значительно уменьшается из-за больших углов поворота колес;
- рычаг переключения скоростей выходит прямо из коробки, нет промежуточной кулисы;
- продольная компоновка позволяет спокойно устанавливать вариаторы и автоматические коробки передач, обладающие большой массой.
Немаловажное достоинство заднего привода – простота разборки и ремонта узлов. Снять полуоси для замены подшипников или демонтировать коробку значительно легче, чем в переднеприводной машине.
Теперь о недостатках:
- В отличие от переднего привода, задний включает в себя дополнительные элементы – карданный вал и редуктор, увеличивающие вес автомобиля.
- Конструкция сложнее и дороже изначально.
- Центральный тоннель, куда помещен кардан, отнимает полезный объем салона. Больше неудобств ощущают пассажиры заднего ряда сидений.
На многих элитных автомобилях и спорткарах практикуется среднемоторная и заднемоторная компоновка, совмещенная с приводом на задние колеса. В первом случае двигатель стоит ближе к середине кузова (McLaren), во втором – сзади (Porshe). В подобных машинах карданный вал отсутствует. Но они чересчур дороги для рядового автомобилиста и потому не могут участвовать в сравнении.
Достоинства и недостатки переднеприводных авто
Передача крутящего момента от силового агрегата передним колесам – удачное решение для микро– и малолитражек, занимающих огромный сегмент рынка. В чем плюсы данной конструкции:
- подобная схема технически проще и дешевле в реализации, что влияет на конечную стоимость автомобиля;
- общая масса элементов трансмиссии снижена за счет отсутствия кардана и редуктора;
- задняя часть авто свободна от вращающихся деталей, а центральный тоннель в салоне отличается небольшим размером и практически не мешает пассажирам;
- весь износ приходится на передние скаты, протектор на задних шинах стирается очень медленно.
Примечание. Практика показывает, что резина от заднего моста «живет» вдвое, а то и втрое дольше скатов на передних колесах.
Хотя конструкция переднеприводной трансмиссии отличается простотой, ремонтировать малолитражку проблематичнее. Судите сами: к элементам передней подвески добавлены полуоси с шарнирами, что усложняет разборку ходовой части. Доступ к ремню ГРМ и привода генератора довольно неудобен, как и к остальным агрегатам, размещенным под капотом.
Есть и другие негативные стороны:
- «Атмосферный» двигатель мощностью 200 л. с. и выше с большим трудом помещается в моторный отсек вместе с коробкой. Нарушается так называемая развесовка, передняя часть машины прилично нагружена, а задняя – пуста.
- Более легкий мотор с турбонаддувом занимает подкапотное пространство очень плотно. Без разборки можно только проверить уровни жидкостей и сменить воздушный фильтр.
- Вследствие малых углов поворота колес, ограничиваемых шарнирами полуосей, увеличен радиус полного разворота.
- Для управления механической коробкой передач нужен удлинитель рычага – кулиса, снижающая точность включения скоростей.
Для водителей – новичков и женщин технические достоинства переднеприводных машин не так важны, как эксплуатационные. Да и бывалые автомобилисты не прочь ездить с комфортом, поэтому сравнивать авто необходимо по всем критериям.
Сравнение по ездовым характеристикам
Чтобы понять, какой привод вам больше подходит – передний или задний, следует сопоставить поведение автомобилей в различных условиях езды. Машины с передними ведущими колесами отличаются такими особенностями:
- при попытке динамичного разгона по прямой нередко возникает пробуксовка, особенно когда на заднем ряду сидят пассажиры;
- в скоростном повороте наблюдается снос передней оси, причем контролировать ситуацию помогает нажатие на педаль акселератора, а не тормоза;
- на оборотах двигателя, близких к максимальным, шум и вибрация могут передаваться в салон и ощущаться на руле;
- на скользкой дороге или бездорожье авто уверенно держит траекторию передних ведущих колес, пока движению не помешает глубокая колея, грязь либо снежный сугроб;
- руль машины более «острый», управляемость хорошо приспособлена к городским условиям.
При прочих равных условиях у переднего привода есть дополнительное преимущество: меньший расход топлива. Причина очевидна – вырабатываемая мотором энергия не тратится на вращение лишних деталей и перемещение большого веса.
Для езды на заднем приводе желательно иметь водительский опыт, поскольку он ведет себя иначе:
- При входе в крутой поворот на высокой скорости возможен занос кормы автомобиля. Необходимо отпустить педаль газа, а в некоторых ситуациях даже притормозить.
- Динамичный старт по прямой на ровном твердом покрытии – конек заднеприводных машин. Благодаря оптимальному распределению массы ведущие колеса отлично «цепляются» за дорожное покрытие.
- Гололед, снег и раскисший грунт – враг заднего привода. Чтобы удержать авто от заносов на подобных дорогах, необходим немалый опыт.
- По управляемости задний привод проигрывает переднему.
- Автомобиль хорошо приспособлен для дальних поездок за пределами городов, в том числе с прицепом.
Справка. Автомобиль с задним ведущим мостом чувствует себя увереннее на скользких покрытиях, если его основательно нагрузить.
Советы по выбору
Нельзя однозначно сказать, что лучше – передний привод или задний. Их плюсы и минусы по-разному проявляются в различных условиях эксплуатации, поэтому выбирать машину следует с учетом рекомендаций:
- Для ежедневных городских поездок на работу подойдет небольшое переднеприводное авто.
- В качестве семейного автомобиля стоит взять просторную модель с задними ведущими колесами.
- Для мелких грузоперевозок лучше взять микроавтобус либо авто, оснащенное задним приводом.
- Чтобы ездить по заснеженным или грунтовым дорогам, нужен передний или полный привод.
Надо сказать, что при покупке автомобиля расположение ведущих колес не играет решающей роли, исключая особые условия эксплуатации. Вдобавок появились модели машин с автоматическим подключением переднего либо заднего моста, пригодные на все случаи жизни.