Удаление катализатора или замена: что нужно знать
1 минута чтениеКаталитический нейтрализатор (катализатор) – это часть выхлопной системы автомобиля, предназначенная для нейтрализации вредных веществ в отработавших газах. Указанный элемент имеет ограниченный срок службы (в среднем, около 150 тыс. км.) и подлежит замене. При этом цена катализатора для замены применительно к оригинальным решениям достаточно высокая, что заставляет многих автолюбителей искать более доступные варианты решения указанной проблемы.
Отметим, что удаление катализатора имеет как несколько преимуществ, так и целый ряд недостатков. Среди основных плюсов можно выделить:
- небольшое увеличение мощности двигателя;
- экономию на приобретении самого катализатора для замены;
- меньшую требовательность к качеству топлива (октановому числу).
Что касается недостатков:
- выхлоп становится токсичным;
- после решения вырезать катализатор автомобиль необходимо дорабатывать.
Подробнее о признаках проблем с каталитическим нейтрализатором, а также обо всех плюсах и минусах удаления катализатора и когда это действительно может быть остро необходимо, читайте в нашей статье.
Содержание:
Проблемы с катализатором: признаки и симптомы
Как правило, первым признаком проблем с катализатором является «чек» на панели приборов. Нередко параллельно загоранию «чека» ЭБУ переводит двигатель в аварийный режим, силовой агрегат не раскручивается до высоких оборотов, пропадает тяга. После проведения диагностики и расшифровки кода ошибок во многих случаях выясняется, что проблема напрямую связана с катализатором.
На начальном этапе, если катализатор просто изношен, но еще частично работоспособен, датчики кислорода (лямбда-зонды) начинают фиксировать все большие отклонения от нормы в составе выхлопных газов.
Когда отклонения существенны и ЭБУ уже не может откорректировать работу двигателя и его систем под заранее прописанные нормы, на панели приборов загорается ошибка. При этом важно убедиться, что проблема связана именно с катализатором, а не с датчиками, которые тоже имеют свойство выходить из строя.
Бывает и так, что катализатор оплавляется, забивается и/или разрушается. В результате отработавшие газы не могут пройти через забитый элемент и попадают обратно в цилиндры. Результат – двигатель работает нестабильно, начинаются сбои. В отдельных случаях, если в памяти блока прописывается ошибка по катализатору, двигатель может не запускаться.
Стоит ли вырезать катализатор: на что обратить внимание
Итак, столкнувшись с неисправностями, которые связаны с каталитическим нейтрализатором, автовладелец может пойти двумя путями – выполнить удаление катализатора или осуществить его замену. Сразу отметим, решение вырезать катализатор имеет как некоторые преимущества, так и целый ряд недостатков.
Даже если катализатор полностью вышел из строя (очистить его не представляется возможным), во многих случаях не следует сразу отказываться от его замены по причине изначально высокой стоимости оригинальной детали.
Рекомендуем сначала узнать цену так называемых «универсальных» катализаторов, которые уступают оригиналу, но все же очищают выхлоп и стоят заметно дешевле. Кстати, ниже мы расскажем об одном способе, который дополнительно позволит уменьшить расходы.
Также следует помнить, что после удаления катализатора необходимо ставить так называемые «обманки», «эмуляторы», пламегасители и другие элементы, а также в ряде случаев вносить изменения в прошивку ЭБУ. Все это сопряжено с определенными финансовыми расходами, гарантированный результат на 100% качественно выполненной работы также можно не получить.
Простыми словами, далеко не все специалисты могут качественно убрать катализатор, установить эмуляторы, прошить электронный блок управления двигателем и т.д. Результатом таких ошибок могут быть сбои в работе ДВС.
Важно понимать, что непрофессиональные манипуляции с прошивкой ЭБУ могут привести к негативным последствиям и уменьшению ресурса мотора и его систем, причем как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. С учетом таких нюансов нередко более целесообразным выглядит решение установить более доступный по цене «универсальный» катализатор вместо оригинального.
Особенно это актуально для владельцев старых автомобилей, а также машин начального и среднего ценового сегмента. Во многих случаях удалять катализатор на обычных гражданских автомобилях не имеет никакого смысла, так как его замена на универсальный аналог может обойтись не так уж дорого.
Решение удалить катализатор: плюсы и минусы
Так или иначе, в каждом конкретном случае решение принимает сам автовладелец. В сухом остатке, среди основных плюсов данной процедуры можно выделить следующее:
- экономия денежных средств (при условии отказа от приобретения нового катализатора, особенно если речь идет об оригинальном изделии);
- при грамотном подходе после удаления катализатора двигателю легче «дышать», немного прибавляется мощность (на реальные 2-3%), уменьшается расход топлива;
- появляется возможность свободной установки «тюнингованных» и спортивных выхлопных систем (например, даунпайп) и т.д.;
- владелец избавляется от потенциальных рисков для силовой установки (например, на некоторых моторах по причине неудачной конструкции керамическая пыль из катализатора может попадать в цилиндры и разрушать ДВС даже на небольших пробегах);
- если постоянно возникают проблемы с катализатором по причине плохого качества топлива, машина постоянно переходит в аварийный режим, а у владельца нет возможности повлиять на ситуацию, тогда выбить катализатор становится единственным доступным решением.
Что касается недостатков, следует отметить такие минусы:
- повышение токсичности выхлопа, несоответствие автомобиля экологическим нормам; сложности с прохождением техосмотра, риски получить штраф при замерах содержания вредных веществ в отработавших газах и т.д.;
- появляются дополнительные шумы во время работы двигателя;
- почти во всех случаях необходимо дополнительно прошивать ЭБУ, устанавливать «обманки» лямбда-зонда, так называемые эмуляторы (механические или электронные) и т.п.;
- в рамках повседневной эксплуатации можно столкнуться с появлением удушливого запаха выхлопа, что может быть проблематично на закрытых паркингах, в гаражах и т.д. Более того, при определенных условиях токсичные отработавшие газы могут проникать в салон автомобиля, что никак не добавляет пользы и комфорта.
Полезные советы: как выгодно продать катализатор
В последнее время скупка катализаторов стала достаточно распространенным явлением. Это значит, что владелец может сдать катализатор, причем независимо от того, в каком состоянии находится деталь (полностью исправный или забитый гарью, оплавленный, разрушенный и т.д.). В целом, ситуация аналогична скупке автомобильных аккумуляторов. Давайте разбираться.
Начнем с того, что катализатор содержит в себе дорогостоящие благородные металлы. Речь идет о платиновой группе, также имеется палладий, родий, иридий. Другими словами, платина в катализаторе является ценным ресурсом. Внутри корпуса катализатора имеется керамическая или металлическая основа, на которую указанные металлы нанесены тонким слоем методом напыления.
С одной стороны, количество таких металлов крайне невелико, однако с учетом их высокой стоимости даже вышедший из строя или разрушенный катализатор представляет собой определенный интерес. Существуют специальные центры переработки, на базе которых осуществляется извлечение благородных металлов.
Процедура извлечения не самая простая, так как собирать платиновое напыление с поверхности керамических сот катализатора достаточно сложно. Указанные соты обрабатывают специальными кислотами, дробят, подвергают нагреву, осуществляют гальванизацию и т.д.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как самому очистить сажевый фильтр автомобиля. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах очистки сажевого фильтра своими руками, а также в каких случаях и с какой периодичностью необходимо выполнять данную процедуру.
При этом сдать катализаторы на переработку оптом всегда выгоднее, чем пытаться реализовать одну или несколько единиц. По этой причине для простого автолюбителя проще продать катализатор в автосервисе, который собирает большие партии и далее передает их на переработку.
Главное, чтобы цена приема катализатора была честной. Чтобы определить количество платины в том или ином случае, сервисы, специализирующиеся на скупке катализаторов, используют специальный прибор под названием РФ-спектрометр (рентген флуоресцентный анализатор).
Для анализа перед приемом катализатора из корпуса извлекается керамический наполнитель, далее керамику измельчают, после чего при помощи спектрометра определяется точное содержание благородного металла в керамической массе.
При этом цена оного и того же катализатор может отличаться в разные периоды, так как за основу берутся мировые цены на благородные металлы. В свою очередь, эти цены могут меняться, причем значительно, как в большую, так и в меньшую сторону. Еще добавим, что не все катализаторы содержат платину. Также возможно использование заменителей. Все это определяется спектрометром при анализе.
В любом случае, с учетом стоимости нового катализатора или расценок на работы по установке «обманок» и эмуляторов в случае удаления катализатора, сдача отработавшего элемента позволяет частично компенсировать затраты. В некоторых случаях компенсация получается весьма существенной.
Что в итоге
Как видно, однозначного ответа на вопрос, стоит ли удалять катализатор, не существует. Один автовладелец, который выбил катализатор, может отмечать исключительно положительные стороны. Часто утверждают, что без катализатора машина лучше едет, снижается расход топлива и т.д.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как установить пламегаситель вместо катализатора правильно. Из этой статьи вы узнаете об особенностях замены катализатора на пламегаситель, а также о тонкостях и нюансах в рамках выполнения данной процедуры.
В свою очередь, другой автолюбитель вполне может столкнуться с некорректной работой мотора, постоянными ошибками, которые требуют регулярных манипуляций в виде внесения изменений в прошивку, корректировок, замены «обманок», эмуляторов и т.п.
В ряде случаев было бы намного проще изначально установить универсальный катализатор, чем решать большое количество проблем, связанных со сбоями в работе ДВС уже после удаления каталитического нейтрализатора.
По указанным выше причинам рекомендуем взвесить все «за» и «против» перед принятием окончательного решения. Также добавим, что если владелец автомобиля все же однозначно решил вырезать «кат», доверять такую процедуру нужно исключительно проверенным опытным специалистам, которые имеют в своем арсенале весь набор оборудования и программное обеспечение, а также дают расширенные гарантии на свою работу.